Спеціалізована студія засмаги в Україні – це постійне та надійне джерело доходу. Навіть в умовах економічної кризи більшість студій засмаги в країні працюють із прийнятною рентабельністю.
Очевидно, що схема дій з організації студії засмаги в кризовий період частково відрізняється від алгоритму роботи з її запуску в більш стабільний час. Враховуючи прогнози щодо тривалості економічної кризи, вважаємо за необхідне запропонувати варіант відкриття студії засмаги в кризових умовах.
Відразу відзначаємо, що приймаючи рішення про відкриття спеціалізованої студії засмаги, необхідно підійти до цього питання надзвичайно відповідально, оскільки загальний бюджет у кілька десятків тисяч умовних одиниць - дуже серйозна інвестиція, яка може як підірвати загальне фінансове становище інвестора у разі прорахунку на етапі планування, так і підтримати його в кризовій період, а при стадії.
Універсальними вихідними параметрами при плануванні відкриття студії засмаги (під студією засмаги в умовах України розуміється студія з кількістю соляріїв – більше двох апаратів):
- місце розташування приміщення студії та конкурентне середовище
- Приміщення: оренда або купівля у власність; забезпеченість необхідними технічними умовами
- Визначення формату студії та вибір моделей соляріїв
- планування та дизайн приміщень
- документальний супровід
- розробка реклами та створення програм промоції
- підбір та навчання персоналу
При цьому необхідно враховувати такі специфічні особливості, що стають актуальними в кризовий період:
- позиції та можливості конкурентів
- тимчасове суттєве зниження вартості приміщень та орендних ставок
- збільшення вартості соляріїв у гривневому еквіваленті через зростання курсу євро
- стабілізація рівня зарплати персоналу та більший вибір претендентів на посаду адміністраторів у студію засмаги
МІСЦЕЗНАХОДЖЕННЯ
В умовах стабільної економічної ситуації студії засмаги у Києві (а також майже у всіх обласних центрах та містах з населенням понад 200 тисяч осіб) у 50% випадків були рентабельними, а у 20% випадках – дуже рентабельними. Проте, криза внесла свої корективи: у рівні рентабельності поступово почала проявлятися нерівномірність у регіонах та форматах студій засмаги. У цьому чіткої системи немає. Зараз можна констатувати, що стабільний дохід і навіть його невелике відносне зростання спостерігається в тих засмагих студіях, які працюють у сегменті «середній+». Як правило, вони розміщуються у великих містах (Київ, Харків, Одеса, Дніпро, Львів) – у районах, що прилягають до центру або у густонаселених спальних районах, а також у центральних районах міст із населенням 200-400 тисяч осіб. На жаль, у маленьких містах зараз немає сенсу робити спеціалізовані студії засмаги – краще відкрити салон краси чи міні-спа-центру з кількома послугами.
Крім того, найбільш стійкими виявились студії засмаги, об'єднані в єдину мережу (три студії та більше), оскільки зниження рентабельності однієї точки компенсувалося зростанням або стабільним доходом в інших. До того ж рекламний бюджет для кожної такої студії становив лише частину витрат по одній єдиній студії.
Отже, при виборі місця для студії засмаги є сенс враховувати зазначені тенденції. Хоча саме при такому районуванні дуже актуальним стає питання конкурентного середовища, тому що зазначені райони в містах залишаються найбільш привабливими і для інших інвесторів, які вже відкрили студію засмаги або лише планують це зробити. Тому, при виборі конкретного приміщення важливо максимально уважно досліджувати точки, що вже існують навколо, де розташовані солярії (студії засмаги, салони краси, спортклуби).
КОНКУРЕНТНЕ СЕРЕДОВИЩЕ
Основний акцент необхідно зробити на позиційних моментах та поточній ситуації у ваших потенційних конкурентів. Наприклад, важливо з'ясувати, в яких приміщеннях розміщуються їх студії засмаги – в орендованих чи власних. Якщо приміщення – орендоване, то спробуйте дізнатися про поточні орендні ставки (про це можна дізнатися у орендарів-сусідів конкурентів або у керівництва будівлі, де вони знаходяться, звернувшись туди з офіційним запитом про орендні ставки) і чи підвищуватимуться ці ставки. Про загальну ситуацію в будівлі (торговий центр тощо), де знаходиться студія-конкурент, свідчить і наявність/відсутність вільних місць (цей момент особливо актуальний для Києва!). Протягом тижня необхідно кілька разів відвідати конкурентів у будні з ранку, в обід і в «час пік» (18.00-19.30), у вихідні. При спілкуванні з адміністратором важливе дізнатися про можливість запису в годину пік, звернути свою увагу на акції з надмірними знижками, усвідомити термін закінчення акція в студії тощо. Усі зібрана інформація дасть можливість досить об'єктивно оцінити ситуацію у конкурентів: або вони почуваються впевнено, оскільки орендні ставки стабільні, сусіди у своїй масі залишаються на місці, проводяться довгострокові акції (понад 2 місяці), записатися в «годину пі» не завжди виходить; або вони збираються згортати бізнес, оскільки з торговельного центру вже виїхало кілька фірм, акції короткочасні або з дуже великими знижками (понад 25%), запису та потоку людей у годину пік практично немає.
Знати ситуацію у конкурентів надзвичайно важливо – оскільки якщо їхня студія засмаги знаходиться у власному приміщенні або не збирається з'їжджати з оренди, то необхідно дуже точно розрахувати – чи вистачить потенційних клієнтів-відвідувачів для кількох точок, сконцентрованих в одному районі. У разі обмеженого попиту не слід розраховувати, що конкурентну боротьбу буде виграно за рахунок цінного демпінгу. Як свідчить практика, «цінові війни» на обмеженому просторі та ще й при зниженні платоспроможності клієнтів виснажують усіх (!) учасників і призводять до зниження рентабельності, оскільки в такій ситуації середній чек буде меншим у кожній із студій-конкурентів. Таким чином, якщо в районі, де планується відкриття нової студії засмаги, вже є прямі конкуренти, які не планують згортати бізнес, то у 90% випадків є сенс продовжити пошук приміщення в іншому місці.
ВИБІР ПРИМІЩЕННЯ
У питанні вибору приміщення кризова ситуація створює надзвичайно сприятливі умови. Так, вартість нерухомості та орендних ставок знижуються; на ринок виставляються раніше практично недоступні приміщення в центральних районах великих міст або взагалі «жирних» місцях. Тим більше, що під студію засмаги потрібна невелика площа: від 25 м.кв. до 50 м. кв.
Рекомендація в такому разі може бути лише одна: якщо дозволяються фінансові можливості, варто придбати приміщення під студію засмаги у власність.
Що дає такий крок?
По-перше, радикальна перевага перед уже існуючими та потенційними конкурентами, які розміщуються на орендованих площах.
По-друге, гарантію окупності капіталовкладень, зроблених у комунікації, дизайн, ремонт приміщення, тим більше зробленими за «кризовими» розцінками.
По-третє, постійне нарощування клієнтської бази за рахунок постійного збільшення часу існування студії в тому самому місці (у стабільних умовах приріст становить до 30% кожен календарний рік).
Якщо ж немає іншої можливості як тільки орендувати приміщення, то в кризовий період орендні ставки – найнебезпечніший параметр, який може звести нанівець усі зусилля та витрати на створення студії засмаги. Головне те, що в умовах зниження попиту на послуги солярію, знижується сама фізична можливість залучення більшої кількості відвідувачів або збільшення розцінок – клієнтів не ставати більше навіть за дуже інтенсивного промоції та реклами, а ті, хто продовжує ходити в солярії, дуже негативно сприймають підвищення цін в умовах кризи.
ТЕХНІЧНІ УМОВИ
На вибір приміщення під студію засмаги суттєво впливає наївність у ньому необхідних технічних умов. Наведемо основні з них:
Загальна площа
Зрозуміло, що чим більша площа, тим комфортніше почуваються відвідувачі і тим більша можливість дотримання санітарних та будівельних норм. Формальна вимога: на приміщення солярію – 12 м.кв. Вимоги САНпінів та ДБНів щодо вентиляції у приміщеннях із соляріями – абсолютно абстрактні та не враховують різницю у потужності самих соляріїв. Тому, якщо робити вентиляцію у студії згідно з техзаданням на ваш солярій – вона гарантовано пройде узгодження. Невизначеність законодавчих формулювань у 80% випадків дозволяє розміщувати студії засмаги на дуже обмеженій площі. Але практика показує, що мінімальна площа на студію, що складається з трьох соляріїв, ресепшену та залу очікування, становить близько 25 м.кв.
Електрика
У студії засмаги напруга має бути 380 В. Крім того, подбайте про наявність достатніх лімітів на дане приміщення (з розрахунку 13 кВт/год на кожний солярій з урахуванням вентиляції, кондиціювання та загального освітлення). Питання щодо напруги 380 та ліміту в десятки кВт/год можна вважати вирішеними лише після отримання документального підтвердження про наявність необхідного енергозабезпечення або офіційно видані техумови на 380 В та ліміти споживання на конкретне приміщення. Якщо питання з енергозабезпечення не буде вирішено, решта втрачає свій сенс.
Сусіди
Цей аспект дуже актуальний для студій засмаги у житлових чи офісних будівлях. Дуже часто «людське факто» може стати непереборною перешкодою для нормальної роботи студії або отримання на неї необхідних дозвільних документів від місцевих органів влади. Ключовими моментами у цій ситуації є: окремий вхід та зони загального користування. Якщо є сумніви в лояльності ваших сусідів до ідеї розмістити поруч із ними студію засмаги, яка «гудить», «дає радіацію», «запахи», куди «постійно ходять сторонні люди» тощо, необхідно вибирати приміщення з максимально автономним доступом.
Вентиляція
Оцініть можливість змонтувати потужну (досить шумну) вентиляцію: з'ясуйте, яка висота стель у приміщенні, чи є підвал, на які глухі стіни виходитимуть повітрозабірники, де висітимуть зовнішні блоки вентиляторів та кондиціонерів тощо. Якщо є об'єктивні обмеження, рекомендуємо, вам до підписання договорів на купівлю або оренду приміщення проконсультуватися з фахівцями з вентиляції щодо оптимального формату (краще мати один блок канального кондиціонера, ніж 4-5 блоків від «сплітів») та місця розміщення магістралі вентиляційної системи. При цьому добре було б попередньо озброїтися згодою на такі види робіт від начальників ЖЕКів житлових будинків, головних інженерів/директорів торгових центрів тощо. Дуже добре, коли всі роботи (навіть за рахунок Замовника) у великих будинках здійснюються силами орендодавців за вашими техзавданнями.
Комунікації
У студії засмаги обов'язково має бути туалет або можливість його змонтувати. Знову ж таки, якщо є сумніви щодо сусідів, з якими потрібно буде спільно користуватися одним туалетом, краще зробити його на своїй території навіть за найменшої можливості.
Зовнішня реклама
Подбайте про місце під вивіску та покажчики. Тут варто врахувати, що у структурі рекламоносіїв, які призводять до вас клієнтів на перший сеанс, зовнішня реклама займає 1 чи 2 місце! Саме вона забезпечує 30-50% від загальної кількості нових відвідувачів. Тому важливо виділити місце під зовнішню рекламу.
ПРИЙМАЙТЕ ПРАВИЛЬНІ РІШЕННЯ!
Специализированная студия загара в Украине – это постоянный и надежный источник дохода. Даже в условиях экономического кризиса большинство студий загара в стране работают с приемлемой рентабельностью.
Очевидно, что схема действий по организации студии загара в кризисный период частично отличается от алгоритма работа по ее запуску в более стабильное время. Учитывая прогнозы относительно продолжительности экономического кризиса, считаем необходимым предложить вариант открытия студии загара в кризисных условиях.
Сразу отмечаем, что принимая решение об открытии специализированной студии загара, необходимо подойти к данному вопросу чрезвычайно ответственно, поскольку общий бюджет в несколько десятков тысяч условных единиц – очень серьезная инвестиция, которая может как подорвать общее финансовое положение инвестора в случае просчета на этапе планирования, так и поддержать его в кризисных период, а при стабилизации общей ситуации в стране – даже принести ему очень серьезные дивиденды.
Универсальными исходными параметрами при планировании открытия студии загара (под студией загара в условиях Украины понимается студия с количеством соляриев - больше двух аппаратов):
- месторасположение помещения студии и конкурентная среда
- помещение: аренда или покупка в собственность; обеспеченность необходимыми техническими условиями
- определение формата студии и выбор моделей соляриев
- планировка и дизайн помещений
- документальное сопровождение
- разработка рекламы и создание программ промоушена
- подбор и обучение персонала
При этом необходимо учитывать следующие специфические особенности, которые становятся актуальными в кризисный период:
- позиции и возможности конкурентов
- временное существенное снижение стоимости помещений и арендных ставок
- увеличение стоимости соляриев в гривневом эквиваленте из-за роста курса евро
- стабилизация уровня зарплаты персонала и больший выбор претендентов на должность администраторов в студию загара
МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ
В условиях стабильной экономической ситуации студии загара в Киеве (а также почти во всех областных центрах и городах с населением более 200 тысяч человек) в 50% случаев были рентабельными, а в 20% случаях – очень рентабельными. Однако, кризис внес свои коррективы: в уровне рентабельности постепенно начала проявляться неравномерность по регионам и форматам студий загара. При этом четкой системы нет. Сейчас можно констатировать, что стабильный доход и даже его небольшой относительный рост наблюдается в тех студиях загара, которые работают в сегменте «средний+». Как правило, они размещаются в больших городах (Киев, Харьков, Одесса, Днепр, Львов) – в районах, которые прилегают к центру или в густонаселенных спальных районах, а также в центральных районах городов с населением 200-400 тысяч человек. К сожалению, в маленьких городах сейчас нет смысла делать специализированные студии загара – лучше открыть салон красоты или мини спа-центра с несколькими услугами.
Кроме того, наиболее стойкими оказались студии загара, объединенные в единую сеть (три студии и больше), поскольку снижение рентабельности одной точки компенсировалось ростом или стабильным доходом в других. К тому же рекламный бюджет для каждой такой студии составлял только часть от расходов по одной единственной студии.
Итак, при выборе места для собственной студии загара есть смысл учитывать обозначенные тенденции. Хотя, именно при таком районировании очень актуальным становится вопрос конкурентной среды, потому, что указанные районы в городах остаются наиболее привлекательными и для других инвесторов, которые уже открыли студию загара или только планируют это сделать. Поэтому, при выборе конкретного помещения важно максимально внимательно исследовать уже существующие вокруг точки, где расположены солярии (студии загара, салоны красоты, спортклубы).
КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА
Основной акцент необходимо сделать на позиционных моментах и текущей ситуации у ваших потенциальных конкурентов. Например, важно выяснить, в каких помещениях размещаются их студии загара – в арендованных или собственных. Если помещение – арендованное, то попытайтесь узнать текущие арендные ставки (об этом можно узнать у арендаторов-соседей конкурентов или у руководства здания, где они находятся, обратившись туда с официальным запросом об арендных ставках) и будут ли эти ставки повышаться. Об общей ситуации в здании (торговый центр и т.п.), где находится студия-конкурент, свидетельствует и наявность/отсутствие свободных мест (этот момент особенно актуален для Киева!). В течении недели необходимо несколько раз посетить конкурентов в будние дни с утра, в обед и в «час пик» (18.00-19.30), в выходные. При общении с администратором важное узнать о возможности записи в «час пик», обратить свое внимание на акции с чрезмерными скидками, уяснить срок окончания акция в студии т.п. Все собранная информация даст возможность достаточно объективно оценить ситуацию у конкурентов: или они чувствуют себя уверенно, поскольку арендные ставки стабильны, соседи в своей массе остаются на месте, проводятся долгосрочные акции (более 2-х месяцев), записаться в «час пи» не всегда получается; или они собираются сворачивать бизнес, поскольку с торгового центра уже выехало несколько фирм, акции кратковременные или с очень большими скидками (более 25%), записи и потока людей в «час пик» практически нет.
Знать ситуацию у конкурентов чрезвычайно важно – поскольку если их студия загара располагается в собственном помещении или не собирается съезжать с аренды, то необходимо очень точно рассчитать – хватит ли потенциальных клиентов-посетителей для нескольких точек, сконцентрированных в одном районе. В случае ограниченного спроса не следует рассчитывать, что конкурентная борьба будет выиграна за счет ценного демпинга. Как свидетельствует практика, «ценовые войны» на ограниченном пространстве да еще при снижении платежеспособности клиентов, истощают всех (!) участников и приводят к снижению рентабельности, поскольку в такой ситуации средний чек будет меньшим в каждой из студий-конкурентов. Таким образом, если в районе, где планируется открытие новой студии загара, уже есть прямые конкуренты, которые не планируют сворачивать бизнес, то в 90% случаев есть смысл продолжить поиск помещения в другом месте.
ВЫБОР ПОМЕЩЕНИЯ
В вопросе выбора помещения кризисная ситуация создают чрезвычайно благоприятные условия. Так, стоимость недвижимости и арендных ставок снижаются; на рынок выставляются ранее практически недоступные помещения в центральных районах крупных городов или вообще в «жирных» местах. Тем более, что под студию загара необходима небольшая площадь: от 25 м.кв. до 50 м.кв.
Рекомендация в таком случае может быть только одна: если позволяются финансовые возможности, стоит приобрести помещение под студию загара в собственность.
Что дает такой шаг?
Во-первых, радикальное преимущество перед уже существующими и потенциальными конкурентами, которые размещаются на арендованных площадях.
Во-вторых, гарантию окупаемости капиталовложений, сделанных в коммуникации, дизайн, ремонт помещения, тем более, сделанными по «кризисным» расценкам.
В-третьих, постоянное наращивание клиентской базы за счет постоянно увеличивающегося времени существования студии в одном и том же месте (в стабильных условиях прирост составляет до 30% каждый календарный год).
Если же нет другой возможности как только арендовать помещение, то в кризисный период арендные ставки – самый опасный параметр, который может свести на нет все усилия и затраты на создание студии загара. Главное то, что в условиях снижения спроса на услуги солярия, снижается сама физическая возможность привлечения большего количество посетителей или увеличения расценок – клиентов не становиться больше даже при очень интенсивном промоушене и рекламе, а те, кто продолжает ходить в солярии, очень негативно воспринимают повышения цен в условиях кризиса.
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
На выбор помещения под студию загара существенно влияет наивность в нем необходимых технических условий. Приведем основные из них:
Общая площадь
Понятно, что чем больше площадь, тем более комфортно чувствуют себя посетители и тем больше возможность соблюдения санитарных и строительных норм. Формальное требование: «на приміщення солярію – 12 м.кв.». Требования САНпинов и ДБНов относительно вентиляции в помещениях с соляриями – абсолютно абстрактные и не учитывают разницу в мощности самих соляриев, Поэтому, если делать вентиляцию в студии согласно техзаданию на ваш солярий – она гарантировано пройдет согласование. Неопределенность законодательных формулировок у 80% случаев позволяет размещать студии загара на очень ограниченной площади. Но практика показывает, что минимальная площадь на студию, которая состоит из трех соляриев, ресепшена и зала ожидания, составляет около 25 м.кв.
Электрика
В студии загара напряжение должно быть 380 В. Кроме того, позаботьтесь о наличии достаточных лимитов на данное помещение (из расчета 13 кВт/час на каждый солярий с учетом вентиляции, кондиционирования и общего освещения). Вопросы касательно напряжения 380 и лимита в десятки кВт/час можно считать решенными только после получения документального подтверждения о наявности необходимого энергообеспечения или официально выданные техусловия на 380 В и лимиты потребления на конкретное помещение. Если вопрос с энергообеспечение не будет решено, все остальное теряет свой смысл.
Соседи
Этот аспект очень актуален для студий загара в жилых или офисных зданиях. Очень часто «человеческий факто» может стать непреодолимой преградой для нормальной работы студии или для получения на нее необходимых разрешительных документов от местных органов власти. Ключевыми моментами в этой ситуации являются: отдельный вход и зоны общего пользования. Если есть сомнения в лояльности ваших соседей к идеи разместить рядом с ними студию загара, которая «гудит», «дает радиацию», «запахи», куда «Постоянно ходят посторонние люди» и т.п., то необходимо выбирать помещение с максимально автономным доступом.
Вентиляция
Оцените возможность смонтировать мощную (достаточно шумную) вентиляцию: выясните, какая высота потолков в помещении, есть ли подвал, на какие глухие стены будут выходить воздухозаборники, где будут висеть внешние блоки вентиляторов и кондиционеров и т.п. Если присутствуют объективные ограничения, рекомендуем, вам ДО подписания договоров на покупку или аренду помещения проконсультироваться со специалистами по вентиляции относительно оптимального формата (лучше иметь один блок канального кондиционера, чем 4-5 блоков от «сплитов») и места размещения магистрали вентиляционной системы. При этом, хорошо было бы предварительно вооружиться согласием на такие виды работ от начальников ЖЭКов жилых домов, главных инженеров/директоров торговых центров и т.п. Очень хорошо, когда все работы (даже за счет Заказчика) в больших зданиях осуществляются силами арендодателей по ваши техзаданиям.
Коммуникации
В студии загара обязательно должен быть туалет или возможность его смонтировать. Опять же, если есть сомнения относительно соседей, с которыми нужно будет совместно пользоваться одним туалетом, лучше сделать его на свое территории даже при малейшей возможности.
Внешняя реклама
Позаботьтесь о месте под вывеску и указатели. Здесь стоит учесть, что в структуре рекламоносителей, которые приводят к вам клиентов на первый сеанс, внешняя реклама занимает 1 или 2 место! Именно она обеспечивает 30%-50% от общего количества новых посетителей. Поэтому, важно выделить место под внешнюю рекламу.
ПРИНИМАЙТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ!

